!--Tradedoubler site verification 1264796 --> SelfTravel: Карелия. Путешествие на собачьей упряжке.

Как сложно путешествовать самостоятельно по далеким и чужим странам, но как же это интересно и увлекательно...

Мы только начинаем открывать для себя мир, и часто нам требуется в этом помощь. Под впечатлением от увиденного и пережитого мы решили начать вести этот блог, надеясь ,что кому-то и наша писанина поможет.

Мы объездили дикарями Англию, Италию и Турцию, и поэтому можем дать несколько практических советов путешествующим в этих странах.

Мы, это Лера –теоретик экспедиций, выбираю пункты назначения, составляю маршруты, изучаю историю, культуру, кухню, язык, составляю планы поездок, и Данила – отвечаю за практическую часть – получение виз, бронирование билетов, фотографии, трансфер и сохранность теоретика экспедиций Леры.)

Все фотографии и текст являются нашей интеллектуальной собственностью, копирование без разрешения авторов или указания ссылки на блог запрещено!

пятница, 17 мая 2013 г.

Карелия. Путешествие на собачьей упряжке.

Закат в Карелии
Очень хотелось зимой, под Новый Год, какое-нибудь по-настоящему зимнее приключение, снежное, необыкновенное и волшебное. Оставив варианты с Йоулупукки и Дедом Морозом до времен, когда появятся дети (чтоб два раза не ездить)), просто задала в поисковике "необычный отдых зимой". Увидела, и загорелась!!!! Ведь я даже не представляла,  запоем читая в детстве Джека Лондона, что смогу очутиться в его мире, почувствовать себя героиней одного из его рассказов...
 Все оказалось даже лучше, чем мне мечталось.
 Подготовка
 Организатором подобных туров является оператор "Скифы-тур", устраивают они так же всевозможные другие туры по Карелии, и летние, и зимние, летом планируем отправиться с ними на сплав по реке.
Перебрав всевозможные варианты и комбинации, от 1 до 7 дней, мы выбрали 4х дневный тур "По нетронутой тайге". Маршрут охватывает почти весь возможный, при минимуме "воды", т.е. сидении в помещении.
 Стоимость тура на двоих 38 600.
Бронирование мы делали заранее, в сентябре, и хотели захватить в Карелии Новый Год, нам обещали, что это возможно, но уже в ноябре сказали, что наш тур продлится с 25 по 29 декабря. Как потом оказалось, нас присоединили к другой группе, побольше, которая ехала на 3 дня.
   Одежда и обувь.  Карелия - это холодно!) Поэтому заранее подготовьте одежду, мы покупали  специальные сноубордические куртки и штаны повышенной морозостойкости, под них свитера и /или флисовый спортивный костюм, под них термобелье. На ноги зимнюю обувь, вязаные носки, термоноски. На руки лыжные перчатки. Теплую зимнюю шапку. Мне еще очень пригодилась маска на лицо, и такая штука, она закрепляется на карабине вокруг пятой точки, и позволяет сидеть на снегу. Брали еще самогревы для рук и ног, но они не пригодились.
  Впрочем, если всего этого у вас нет и покупать не хочется, вполне можете ограничиться термобельем, носками, спортивным костюмом, шапкой и варежками, потому что на базе вам выдадут теплые зимние комбинезоны с куртками и валенки.
   Билеты на поезд Москва-Петрозаводск (фирменный поезд Карелия) Данила покупал за 45 дней, за раннюю покупку РЖД дает скидку 40%. Билеты туда и обратно нам обошлись в 6000- плацкарт на двоих(без скидки стоимость 1 билета 2500). Поезд необыкновенно комфортабельный, новый и чистый, и расписание очень удобное, ночь в пути, и утром вы на месте. Обратно так же.
Таким образом,
стоимость поездки на 1 человека 22 300 +  деньги на сувениры + покупка спецодежды(необязательно)
продолжительность поездки 4 дня, 5 ночей

День первый
На вокзале нас встретили, и мы познакомились с остальной группой. Это оказались иностранные студенты по обмену, 4ро хорватов, 2е голландцев и немка.
 Нас привезли в гостевой дом в поселке Матросы, покормили завтраком, познакомили с собаками. Вот так выглядит собачий питомник

Нарты:

И повезли к началу маршрута.
  Собак мы выводили, грузили в клетки и запрягали сами. Было радостно, волнительно, и трудно, по колено в снегу, собаки лают, вырываются, в крови адреналин - вот оно, настоящее приключение, начинается. Кстати, про "по колено в снегу" - я в первый раз в жизни видела СТОЛЬКО снега!! Настоящая зима, как я мечтала) Один из наших вожаков, Вуки, тут же нас пометил, сначала меня, а потом Данилу, ну, надо же  показать, кто главный у нас)))
"Рулила" первая я. У нас с Данилой такая традиция, я всегда все делаю первая)
 Ну что я могу сказать, это потрясающе!!! Это круче, чем я мечтала. Эта такой бешеный восторг, такой кайф, и от осознания того, что сбылась детская мечта, и от потрясающей красоты вокруг..

Карельский лес- это сказка, все искрится и переливается, с заснеженных сосен свисают бороды лишайников, арки из деревьев перекидываются через тропинку, по которой мы едем.. Я влюбилась  в Карелию, влюбилась в зиму, можно сказать, что до этого я ее и не видела..

В управлении упряжкой есть особый кайф, ездовые собаки- потрясающе умные животные, они знают, что делать, гораздо лучше тебя, работают слаженно, как единый механизм. Впереди 2 вожака, самые умные собаки,они слушают команды, их слушают все остальные собаки. За ними пара собак средних данных, и замыкающая двойка - "тягачи" - самые сильные собаки, которые, фактически, и тянут всю упряжку.
    Упряжка из 6ти собак, они связаны упряжью по двое в три пары, и пристегнуты к нартам. Нарты имеют якорь для фиксации в снегу, он забивается ногой. Один человек сидит в нартах, второй стоит сзади и подает собакам голосовые команды. Мы использовали только 2 команды "Але" - вперед! и "БРРР" - стоп. Еще есть команда "влево" и "вправо", но ими пользуется только головная упряжка, остальные следуют за ними по протоптанной тропе. В этот первый день был сильный мороз, дольше 10-15 минут в нартах не высидеть, коченеют ноги и руки, несмотря на рукавицы и три пары носков, поэтому менялись быстро.
  Мы ехали 6ю упряжками, в первой- головной, наш инструктор Коля, опытный каюр настоящей "скифской" внешности, с четверкой собак, везет наш и собачий провиант,  потом пара хорватов, потом мы, за нами еще 2 упряжки и замыкает упряжка с Ваней, инструктором-стажером и немкой.
   Собаки должны чувствовать твою власть над ними, команды нужно отдавать уверенно, иначе не будут слушаться, не помогать собакам слишком сильно, облегчая им труд( т.е. нельзя бежать за нартами или отталкиваться ногой, чтоб уменьшить вес), иначе собаки почувствуют слабину и будут лениться, как это случилось с упряжкой, которая была перед нами. Бедные хорваты перебрали все свои матюки, а мы значительно обогатили свой словарный запас, потому что собаки их категорически не слушались, останавливались пописать или просто ложились в снег, хотя упряжка была великолепная.. Из-за этих задержек наша поездка, вместо запланированных 3х часов, продлилась все шесть, о чем мы ничуть не жалели. Зато мы увидели карельский лес вечером, и видели заход солнца.

Когда мы приехали в гостевой дом с. Святозеро, где наш ждали ужин и ночлег, было уже совсем темно. Сначала нужно распрячь, привязать и покормить собак, потом отдыхать самим. Уже двигаемся на морально-волевых, тяжело с непривычки, руки отваливаются, но нравится все происходящее ужасно)
  Кормят нас хозяйки дома, очень добрые и радушные женщины, без изысков, но вкусно и сытно, настоящие карельские вкусности, ммм, а какой был клюквенный морс..
  Дом без удобств, душа нет, туалет общий почти на улице, комнатки маленькие и без света, но мы во-первых, были к этому готовы, на сайте подробная информация, во-вторых, неприхотливы, и в-третьих, имеем только одно желание - СПАТЬ! Вырубаемся моментально, спим без задних ног)
   День второй
Встаем рано утром, запрягаем собак, выезжаем на озеро, лед крепкий, объезжаем озеро по кругу.  Попросили поставить нашу упряжку второй, после головной, и ничто не задерживает больше наше движение, собаки радостно трусят по ровному льду.

Коля:

Виды чудесные, легкий снежок, управляем упряжкой уже уверенно, и к тому же значительно потеплело. Так что путешествуем с комфортом, попивая горячий ароматный чаек из термоса, сидя в нартах.

Неожиданно Диамир, наша собака из второй пары, начинает хромать, отказывается идти, ложится на снег.   Коля далеко впереди,  мы растерялись, не знаем что делать, отстегиваем собаку, берем в сани.
 Догоняем Колю, он смеется, говорит, что Диамир лентяй и притворюшка)) Он молодой совсем у нас еще, и не умеет скусывать комки снега на лапах, они мешают ему бежать.. Я выковыриваю снег, и разочарованный Диамир трусит дальше вместе со всеми) Оказывается, собаки обожают ездить в санях)
  Возвращаемся в дом, распрягаем, привязываем, кормим собак.

Так как еще рано, отправляемся на прогулку по окрестностям, Коля показывает нам карельский дом, которому больше 100 лет.

А я пытаюсь объяснить иностранцам, как мхом конопатили щели)))
Перед ужином нам обещали баню, настоящую деревенскую. Ждем с нетерпением, от нас за километр разит псиной и собачьей едой) Ох, это было великолепно, с вениками, с валянием в снегу.. За ужином сидим румяные, чистенькие, засыпаем моментально)
    День третий
Встаем рано, предстоит большой переезд. Мы быстро всех запрягли, пока ждали остальных, собаки разнервничались, вожаки подрались. Разнимать пришлось мне, Данила был далеко. Нас заранее предупредили, как разнимать собак, нужно кричать и кидать в них снегом, ни в коем случае не лезть руками. Разняла быстро, Нео прокусил Вуки лапу, но все целы. У нас вообще дружная упряжка, подрались только один раз, а вот у голландцев 2 огромных вожака грызлись постоянно, и один другому прокусил огромную дырку на лбу) В общем, были и острые ощущения)

Тронулись, ехали часть пути по федеральной трассе, через старый рудник, сзади Ваня тренькал на варгане - чукотском музыкальном инструменте. Весело ехали, с музыкой)
   Приехали в охотничий домик, чудесный ароматный сруб на окраине поселка Пряжа. Здесь мы попрощались с нашими иностранными друзьями. У них был 3х дневный тур. За ними и их собаками и нартами приехал фургон, который увез их обратно в Матросы, а мы с Колей и Ваней остались.

Домик просторный, много кроватей, телевизор, горячая вода, туалет.
  Мы лежали и говорили о том, как же жалко, что уже почти закончилось наше приключение, так бы ехать и ехать, много дней подряд..
 День четвертый,   последний
В последний раз запрягли собак, тронулись 3мя упряжками: Коля, мы, Ваня.

Дорога через лес, очень живописная, но тяжелая. Очень много снега нападало за ночь, нарты постоянно застревали, собаки не справлялись, часть пути приходилось идти рядом.

Но мы наслаждались каждой минутой этой поздки, очень не хотелось, чтоб все это заканчивалось..
  Но вот все, мы в Матросах, распрягаемся, привязываем собак. Слезы наворачиваются на глаза, невозможно с ними прощаться, так привязались за эти дни, полюбили каждую.. Они все особенные, у каждой свой характер...
  Нео

Наш вожак, с потрясающими ярко-голубыми глазами, гордый, умный и независимый.

Вуки

Второй вожак, самый ласковый пес) Все время становился лапами на грудь или руку, очень нежно и аккуратно, и мог стоять так подолгу, пака его глядят или чешут за ухом. Лапочка моя)

Диамир

Молодой пес, раздолбай и лентяй, но жуткий обаяшка) Все время норовил пофилонить, пока

Пегги

тянула лямку за двоих. Самая крошечная и миниатюрная собачка, но сильная и выносливая, мама этой крохи родилась в полярной экспедиции.

Бали

Умница и красавица. Опытная ездовая собака, которую поставили в пару с молодым Акелой, чтобы учить и направлять)

Акела.

Красавец. Мощная роскошная собака, широкие лапы, потрясающие глаза.. Каюры сказали нам, что у карелов есть поверье, если душа  умершего шамана вселяется в собаку, то она рождается с разноцветными глазами...  Я плакала, обнимая его на прощанье..

Мы приняли душ, нас покормили праздничным ужином, вручили сертификаты о прохождении трассы в 80 км и отвезли на вокзал. До поезда было еще 4 часа, которые мы использовали продуктивно. Читатели нашего блога знают о моей страсти к сувенирам, естественно, мы не могли уехать с пустыми руками)
  Хочу порекомендовать вам потрясающий магазин "Художественный салон" (ул. Герцена, 41), там собраны ВСЕВОЗМОЖНЫЕ сувениры ручной работы карельских мастеров из камня, кожи, бересты, дерева, оленьего рога и тп. Великолепные кухонные полотенца, скатерти  с национальной вышивкой и кружевом... Продаются даже павлопосадские платки. И все это по совершенно минимальной цене! Ну что сказать, ушли мы оттуда с пустым кошельком и полными пакетами)) Прогулялись заодно по центральной улице, бошли до набережной Онежского озера, заснеженной и обледенелой,

и пошли обратно. На обратном пути в продуктовом магазине купили знаменитый "Карельский бальзам" и варенье из клюквы, брусники и черники. SATISFACTION!!)) Еле сумки доволокли до поезда...
  Все, конец, домой..
Какие можно подвести итоги.. Участвовать в подобном приключении советуем людям физически выносливым, неприхотливым в быту и морально готовым к трудностям и неудобствам..  Но оно того абсолютно точно стоит. Для нас эти 4 дня стали самым сильным по эмоциям нашим путешествием, что-то изменили внутри нас, став своеобразным испытанием, заставили пересмотреть отношение ко многим вещам..

Я плакала всю дорогу домой, прижимая к лицу куртку, которая пахла псиной..